menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 24

37

Вл. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ

[23 марта 1917 г. [Москва]

Дорогой Саша!

Сейчас прочел об избрании тебя академиком, о чем слышал предположительно еще с месяц назад. Забыл сказать тебе.

Поздравляю, Бунина такое избрание его немного подпортило, связало. Тебя не испортит: ты уже привык к почету, не накрахмалишься от этого.

Думаю, что теперь это избрание тебе нужнее, чем было бы месяц назад. Ввиду переходного состояния Малого театра.

Обнимаю.

Твой Вл. Немир[ович]-Данченко.


 

38

А. И. ЮЖИН-СУМБАТОВ - Вл. И. НЕМИРОВИЧУ-ДАНЧЕНКО

3 июля 1917 г. М. Покровское

Дорогой Володя.

Пишу тебе мое традиционное письмо за двенадцать дней до твоих именин с полной неуверенностью, что оно опоздает только на двенадцати дней и ты его получишь к 27 июля.

Мы все тебя и Котика горячо поздравляем и целуем. Я никогда ни любил пожеланий, но теперь от них трудно удержаться. Желаю тебе спасти театр от той бездны, куда рушится многое. Вряд ли ты найдешь человека, который больше меня был бы предан этой мысли и жил бы этою мечтою наравне с тобою. Временно, даже очень кратковременно, нам придется работать в этом одном направлении в разных плоскостях, но если не только мы с тобою, но и многое другое будет живо, я не сомневаюсь, что очень скоро обе плоскости сольются в одну.

В моей плоскости, от которой ты благоразумно отошел, очень трудно. Хотя мне и удалось обособить Малый театр, но в нем самом и в одним довольно причин для самых пессимистических прогнозов. Десятилетия бессистемного пополнения труппы и безыдейной организации всего дела оставили такие следы, которые не дают возможности создать что-нибудь цельное и сильное на месте, сплошь покрытом и плохим, и хорошим, и ценным, и всякою дрянью. Если ты хочешь строить дом, тебе прежде всего надо расчистить место для постройки. Раз этого не сделано, то до тех пор, пока это сделано не будет и твердо и решительно, можно ограничиться только надстройками, пристройками, частичными улучшениями и таким же частичным устранением наименее ценного или наиболее вредного, да и то не сразу. Стильного замка не выстроишь.

Внимательно вглядываясь в дело, я прихожу к непреложному убеждению, что я верно формулирую этими общими выводами реальное положение государственных, в частности единственно меня интересующего - Малого театра. Автономии для его процветания мало: нужно его внутреннее оздоровление, которое потребует операций более решительных и сложных, чем предположено, а в особенности - применено. Все эти мысли приводят меня к решению отстраниться, как только обстоятельства (не личные, разумеется) позволят мне это сделать, от административного управления, как я уже в марте отстранился от управления художественного. Вероятно, я начну сезон, два-три месяца его проведу - и сложу должность уполномоченного, т. е. фактически, по смыслу «Временного положения» - бывшего М[алого] т[еатра]. Чтобы действительно что-нибудь сделать для этого, надо иметь право, которого нет ни у одного администратора какого угодно дела: право отрицать то, чем администрируешь, его основные начала и его формы. Особенно в государственном учреждении это право для администратора равносильно отказу от дела. Так и надо сделать.

Ежегодник малого театра 127 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.