menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Встречи с Южиным. Часть 2

Часа полтора длилась беседа. Южин сказал, что одной из задач - и задач немаловажных (как ему кажется) - является максимальное развитие среди студенческой молодежи театральной культуры. Этого можно достичь путем совместного анализа новых пьес, обсуждения спектаклей и отдельных образов, созданных актерами («нашими артистами», как выразился он). По его мнению, секция должна подготавливать своих членов к тому, чтобы они научились воспринимать игру актеров: для Южина на протяжении всей его жизни актер - альфа и омега театра.

Говорить не приходится - Южин единогласно был избран председателем.

Его «тронная речь», ярко и, конечно, несколько театрально преподнесенная, сопровождавшаяся цитатами из различных пьес Пушкина и Гоголя и из высказываний Герцена и Белинского, произвела на нас сильное впечатление. Иначе и быть не могло - он был первоклассным оратором.

Несмотря на то, что задачи секции, как их понимал Южин, не в полной мере соответствовали желаниям большинства ее членов - что греха таить, мечтавших участвовать в спектаклях, а то даже и стать профессиональными актерами, - он сумел увлечь весь актив своим стремлением поднять среди нас «театральную культуру».

Поэтому, выступая на наших собраниях, всегда проходивших при переполненной аудитории, он, заботясь о нашем театральном развитии, уделял большое внимание проблеме зрителя. Он постоянно повторял, что, только избавившись от той публики, которую в настоящее время театр вынужден обслуживать и которая ничего не понимает в искусстве, русская сцена вновь обретет то влияние, какое она имела в прошлом. Для этого нужно прежде всего заботиться о воспитании среди молодежи умения разбираться в явлениях искусства. Не увлекаться всевозможными модными "однодневками", а научиться понимать, что подлинной природе чужды различные «измы». И лишь очистив свои подмостки от них, русская сцена вернется к реалистическому искусству, которым по праву всегда гордился наш театр.

Ежемесячно выслушивал он отчеты о деятельности секции и не только постоянно бывал на наших собраниях, но всегда находил время, чтобы по любому вопросу принять нас у себя на дому. Внимательно выслушивал он наши пожелания и с готовностью помогал их реализации. Так, благодаря ему удалось организовать правильно функционирующие курсы "дикции и декламации", что он считал первым и необходимым шагом для каждого актера, да и не только для актера, а и для каждого культурного человека...

Среди многих нововведений Южина, с сезона 1909/10 года назначенного управляющим драматической труппой Московского императорского театра (то есть, другими словами, ставшего во главе Малого театра), было учреждение экстерната. В него входили лучшие из окончивших весной этого года Драматические курсы Московского театрального училища и принятая по дебюту провинциальные актеры, а также студенческая молодежь. В обязанности экстернов входило участвовать в массовых сценах, исполнить, бессловесные и выходные роли, а также в случае необходимости заменять основных исполнителей.

Ежегодник малого театра 140 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.