menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 25

Тогда Южин утверждал, что истинная народность и демократизации театра заключаются не в том, чтобы из любителей-крестьян или рабочих создавать театральные коллективы и заменять ими профессиональные театр, как того требовал на съезде Тиханович, а в том, чтобы дать народу приблизить к нему «свободный и могучий театр, со всем, что он дал высокого, от Софокла до наших дней». Передовые, демократические взгляды Южина не встретили поддержки на съезде, его призыв приблизить к народу реалистический профессиональный театр высокого общественного звучания был гласом вопиющего в пустыне. И сейчас, после Октября, главную задачу Рабоче-крестьянского театра Тиханович видел не в повышении идейно-художественного уровня и широком распространении среди народа достижений профессионального театра, как этого требовал Южин, а к том, чтобы Рабоче-крестьянский театр был социально однороден, создай исключительно силами рабочих и крестьян, ибо только театр однородный по классовому составу своих деятелей может творить искусство пролетариата. Это смыкалось с установками Пролеткульта, организации, призванной приобщать к культуре широкие пролетарские массы, руководители которой активно пропагандировали свои взгляды в «Вестнике театра».

Идеологи Пролеткульта, в частности П. Керженцев, отрицали ценность духовной культуры прошлого, заявляя, что она создана буржуазией, классовым врагом пролетариата, и поэтому несет в себе заразу буржуазной идеологии. Они считали, что при социализме будет существовать специфически пролетарская культура, которая не должна использовать достижении старой «буржуазной» культуры, и что к строительству пролетарской куль туры нельзя допускать другие классы.

Это нигилистическое отношение к достижениям мировой духовной культуры, отрицание необходимости для пролетариата овладения ими приводило руководителей Пролеткульта к отрицанию передовых традиции национального русского искусства, будто бы чуждых пролетариату, к отрицанию всей глубоко идейной русской классической драматургии, к требованию уничтожить старый профессиональный театр и "выбросить на театр истории" все накопленное путем преемственной работы многих позиций.

(...)

Луначарский, Южин, Станиславский, Немирович-Данченко и многие другие работники профессионального театра выступали в печати, на митингах и диспутах против теоретических положений «левых», уводивших пролетариат от истинных задач строительства нового театра. Так, например, на одном из диспутов о театре в 1920 году утверждениям Керженцева, что в задачи Пролеткульта не входит приобщение пролетариата к духовным ценностям прошлого, что пролетариату нечему учиться у старой культуры, утверждением его, что профессиональный театр не нужен и не будет нужен пролетариату, Южин противопоставлял свое понимание задач Пролеткульта: "Великий властелин будущего мира - трудовой народ имеет все права на великую роскошь - иметь прекрасное искусство. Этому призван служить Пролеткульт".

Ежегодник малого театра 113 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.