menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 13

Видя, что Временное правительство не придает должного значения вопросам искусства и театра, Южин при каждом удобном случае стремится подчеркнуть общественное значение театра и его необходимость для общества. Так. например, чествование Вл. И. Немировича-Данченко в день тридцатипятилетия его литературной деятельности он хочет превратить в праздник русской культуры и русского театра, особенно необходимый, с его точки зрения, в период, когда правительство забывает об огромном общественном значении театра. «Надо хоть одной группе совершенно особым, далеким от политики путем засвидетельствовать значение культурной силы и ее влияния на жизнь», - пишет он Немировичу-Данченко, сообщая о своем желании придать его чествованию «огромный смысл общего порядка».

Насколько не удовлетворяла Южина художественная практика Малого театра, как тревожило его положение, сложившееся внутри театра, свидетельствует его письмо к Вл. И. Немировичу-Данченко от 3 мая 1917 года. В нем Южин делится с Немировичем-Данченко своими горькими выводами о необходимости самых крайних, радикальных мер для налаживания творческой жизни Малого театра. «Автономии для его процветания мало: нужно его внутреннее оздоровление, которое потребует операций более решительных и сложных, чем предположено, а в особенности применено», - пишет он. Он говорит, что в Малом театре как в капле воды отражена беспорядочная, смутная, неустроенная жизнь послефевральской России, явившаяся следствием векового бесправия одних и произвола других. И ему кажутся бесполезными все его героические усилия выработать новые принципы, на которых должны строиться управление и творческая жизнь Малого театра. "Все эти мысли, - пишет Южин в том же письме, - приводят меня к необходимости остраниться, как только обстоятельства (не личные, разумеется) позволят мне это сделать, от административного управления, как я уже отстранился от управления художественного».

(...)

 

В 1917 году создается Народный комиссариат по просвещению, непосредственное руководство которым партия и правительство доверяют Анатолию Васильевичу Луначарскому, человеку разносторонней, поражающей эрудиции, крупнейшему теоретику и знатоку в области марксистской эстетики, интересному и своеобразному драматургу.

Этот, по выражению В. И. Ленина, «сверкающий талант» отдавал все ной творческие силы, энергию и боевой темперамент коммуниста строительству социалистической культуры и искусства.

Сущность советской политики в области театра, руководимой А. В. Луначарским как наркомом по просвещению, исходя из указаний В. И. Ленина, сводилась к бережному сохранению театрального наследия для пролетариата, приближению старых театров к современным революционным задачам и поддержке ростков нового, революционного театра, который должен был развиваться, обогащаясь опытом, уже накопленным старым театром.

С первых же дней строительства новой культуры В. И. Ленин придавал большое значение привлечению старой интеллигенции на службу Советской власти, перевоспитанию этой интеллигенции в духе понимания ею новых, революционных задач.



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.