menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 34

А борьба на театральном фронте все разгоралась. Поскольку театральные органы печати были в руках главным образом противников академических театров. Южин не мог ответить в печати на все выпады, направленные против Малого театра. Поэтому своим выступлениям на митингах и диспутах о театре он придавал очень большое значение.

Митинги, диспуты, конференции по общим вопросам искусства, и в частности по вопросам театра, были чрезвычайно характерным явлением для Москвы тех лет. Это объяснялось огромным интересом трудящихся масс к искусству, а также спорами, которые возникли вокруг него в 1919 - 1920 годах.

Один из таких диспутов можно попытаться представить себе на основании документальных материалов Центрального государственного архива Литературы и искусства СССР и театральной периодики того времени.

...Метельный, ветреный вечер зимы 1920 года. Занесенные снегам пустынные улицы Москвы погружены в глубокий синий сумрак: городском электростанции не хватает топлива, и уличные фонари погасли. В Каретном ряду, у входа в зимний театр «Эрмитаж», где помещается центральная арена Пролеткульта, ветер треплет обрывки афиши. Она привязана веревкой к чудом сохранившемуся при московском топливном кризисе деревянному столбу от забора. Афиша написана от руки: не хватает бумаги, и театральлым организациям запрещено ее тратить на печатание объявлений. В афише сказано, что сегодня в 8 часов вечера в помещении зимнего театра «Эрмитаж» ЦК Пролеткульта организует в своей центральной студии диспут о театре. А. И. Южин прочтет доклад о профтеатре. Оппонентом будет В. Э. Мейерхольд. Желающим участвовать в диспуте предлагалось записаться у председателя диспута.

Задолго до начала в потонувшем в полумгле театральном зале (лампочки горят в полнакала) раздается хлопанье откидными сиденьями. Это те из публики, кто живет в отдаленных от «Эрмитажа» районах, пришли пораньше, чтобы занять получше места и успеть согреться до начала диспута. Но театр не отапливается, в пустом зрительном зале не многим теплее, чем на улице, и народ, не раздеваясь, кто в чем - в валенках, шубах, шинелях, платках и папахах - рассаживается по местам. Зал постепенно наполняется. От дыхания сотен людей в морозном воздухе клубится пар. На открытой сцене под длинными, из кулисы в кулису кумачовыми полотнищами с цитатами из Ромэна Роллана и передовиц центральных газет, призывающих отдать все силы фронту, стоит покрытый кумачом стол, за которым рассаживаются, тоже в шубах и валенках, устроители вечера.

Шум в зале усиливается - свободных мест больше нет, а народ, главным образом молодежь театральных студий Пролеткульта и профессиональных театров, все прибывает и прибывает. Еще бы: сегодняшний диспут представляет из ряда вон выходящий интерес - через несколько минут здесь, перед ними, на сцене столкнутся в споре вожди двух крайних, противоположных направлений во взглядах на искусство вообще и театральное искусство в частности - А. И. Южин и В. Э. Мейерхольд. И надо сказать, что симпатии молодежи, до отказа заполнившей зал, на стороне последнего: ведь Мейерхольд будет выступать от имени искусства будущего, а каждому студийцу известно (театральные журналы они все читают), что Южин старый буржуазный спец, и в силу этого, конечно, реакционер в искусстве. Поэтому молодежь настроена по отношению к Южину агрессивно. Все с удовольствием предвкушают его полное поражение в споре с Мейерхольдом. Наконец шум в зале стихает.

Ежегодник малого театра 59 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.