menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Александр Иванович Южин-Сумбатов. Часть 2

К числу таких же ярких созданий Южина следует отнести Беркутова в «Волках и овцах» Островского, Агишина в «Женитьбе Белугина» Островского и Соловьева, лорда Болингброка в комедии Скриба «Стакан воды» и Монришара в его же комедии «Дамская война» (шла в мой тридцатипятилетний юбилей), а также Фигаро в комедии Бомарше «Женитьба Фигаро». Здесь Южин достигал вершин в мастерстве ведения диалога. Вспоминая огромное количество созданных Южиным художественных образов, нельзя забыть его героического, пылкого Карлоо в драме Сарду «Граф де Ризоор». Этот спектакль с участием великой М. Н. Ермоловой (Долорес), А. П. Ленского (Ризоор) И Ф. П. Горева (Треймуйль) захватывал зрителей и доставлял им высокое наслаждение.

В русском классическом репертуаре долгий и большой успех имел Южин в роли Чацкого. Его Чацкий, а позднее Репетилов и в советском Малом театре Фамусов были выдающимися созданиями русского сценического искусства.

Как он горячо умел любить на сцене, сколько мягкости, юмора, изящества было в его комедийных образах и какой несравненный по блеску и имеете с тем по простоте был всегда его диалог — жизненно правдивый и естественный, поражающий в то же время каскадом неожиданных и тончайших оттенков.

Пылкий любовник и общественный трибун Чацкий, легкомысленный повеса, враль и жуир Репетилов — в этих ролях южинское речевое мастерство и филигранная отделка деталей были образцовыми.

В роли Фамусова артист с честью выдерживал сравнение с такими непревзойденными исполнителями ее. как В. Н. Давыдов и А. П. Ленский, и мог считать эту роль одной из лучших в своем репертуаре. Образ Фамусова от спектакля к спектаклю совершенствовался, обогащался новыми интонациями и более острыми обличительными красками.

Целый ряд ярких законченных образов создан артистом в пьесах, написанных им самим. Здесь прежде всего вспоминаются его скульптурмый, величественный Отар-бек в драме «Измена», Пропорьев — «Цепи», Кастул — «Закат», Тамерницын — «Вожди», Острогин — «Ночной туман».

Монументальный образ создал Южин в труднейшей роли Кромвеля в пьесе А. В. Луначарского «Оливер Кромвель».

А. И. Южин-Сумбатов оставил семнадцать пьес, четырнадцать из них пользовались большим успехом как в столичных театрах, так и во всей провинции. Отличаясь исключительной сценичностью, касаясь всегда злободневных тем, эти пьесы в течение многих лет «кормили» провинциальные театры и охотно посещались зрителями, а актерам давали богатый материал для творчества. Кто из зрителей того времени не знал пьесы А. И. Южина, написанной вместе с Вл. И. Немировичем-Данченко, «Соколы и вороны»? Кого не волновали его пьесы: «Цепи», «Старым шкал», «Ночной туман». «Джентльмен», «Измена»?

Некоторые пьесы Южина вскрывали общественные язвы и пороки («Ирининская община», «Невод», «Закат» и др.), причем нередко в героях его произведений зрители узнавали людей, занимавших крупное общественное положение («Джентльмен», «Вожди»).

 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.