menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 38

«Великим заданиям будущего мира нужен творческий театр и свободный сценический художник. Его выработке должны быть отданы все силы тех, кто верит в театр. Великий властелин будущего мира - трудовой народ - имеет все права на великую роскошь иметь прекрасное искусство. Пусть народ в лице выразителей его верховной власти создает те условия, в которых творческая сила может расправить крылья, пусть он поможет бороться тем, кто не умеет одолевать интриг, не в силах бороться оружием своих врагов, бессилен против печатной травли, против всяких соблазнов «малых сил», пусть он ограждает от всех изнуряющих условий, а это по мере сил и делается Советской властью, но пусть он обеспечит полную свободу художественного труда. Как он призывает механиков делать паровозы, так он должен призвать свободное творчество к свободному творению. И можно поручиться всем прошлым театра, несмотря на все его темные пятна, на все его ошибки, что делу свободы изменят многие из тех, кто считается ее борцом, но театр не изменит никогда».

Так закончил Южин свой доклад под новый взрыв аплодисментов всего зала. И пока за столом президиума происходило некоторое замешательство - предложить ему место на сцене или нет, - он спустился тем же неторопливым, спокойным шагом в зрительный зал и сел на стул, услужливо уступленный ему кем-то из молодежи.

Мейерхольд, в продолжение доклада Южина торопливо делавший заметки в своей записной книжке, встал с места, не дожидаясь, когда председатель объявит его выступление.

«Старый буржуазный театр - истинная театральная контрреволюция - умирает, - заговорил он, - ...но буржуазные спецы не хотят сдаваться. Объединившись в академической Ассоциации, они ведут борьбу со строителями новой культуры. Они насильственно втягивают пролетариат в плен феодальной, крепостнической и буржуазной идеологии».

В это время Южин отмечает в своей записной книжке:

«Анатоль Франс не без иронии сказал - дикие едят своих стариков, и мы строим им академии».

Мейерхольд продолжал говорить о том, что «футуризм - это истинно революционное искусство - наш союзник», что неприятие футуризма неизбежно ведет к мещанству, что «наша жажда уже теперь к подлинности всех материалов на театре» объясняется тем, что театр будущего уйдет из душных коробок сцены на просторы природы, на городские площади, на заводы и в мастерские. «Привлекая к себе кубистов, мы не ошибемся, так как нам нужно показать фок, на котором завтра будет разыгрываться действие». Он говорил, что обновление театра придет не от драматурга, как уверяет Южин, а от «бродяжничанья», якобы искони являющегося актерской природой. Новый театр, по мнению Мейерхольда, будет состоять из «элементов физической культуры, радости, простоты, солнечности и порывов к всеобщему братскому всемирному соединению». «Может быть, мы повесим здесь трапеции и постараемся заставить наших акробатов так работать, чтобы вся сущность нашего революционного театра через тело акробата напоминала нам, что мы веселимся потому, что мы боремся».

Ежегодник малого театра 24 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.