menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 42

В статье «Одиночества Станиславского», написанной Мейерхольдом совместно с В. Бебутовым и К. Державиным с целью привлечь Станиславского в свой лагерь, авторы статьи противопоставляли Станиславского Южину, демагогически восклицая: «Есть в Москве единственный защитник подлинных традиций, всегда одинокий Станиславский. Настежь перед ним ворота Дома Щепкина!» Но Станиславского авторы статьи превозносят за все несущественное, временное, случайное в сложном творчестве этого гениального художника, выдавая это за главное, определяющее его творческое лицо. Ему приписывают органическую ненависть к реализму, симптом которой авторы статьи увидели в постановке «Драмы жизни». Хваля его за это, они называли Станиславского своим единомышленником. По их мнению, он - «русский Цаккони», носитель традиций «плаща и шпаги», «галл по природе» - должен был, «ублажая Морозовых», искать для театра литературу. И с презрением авторы статьи перечисляют имена Ибсена, Достоевского, Горького, Сургучева и Данченко, с которыми «бедный» Станиславский вынужден был возиться. «Еще немного - и дошло бы до Сумбатова, раз уж Сургучев», - прибавляют они.

Вслед за Мейерхольдом и другие сторонники «Театрального Октября» стали ревностными блюстителями чистоты и неприкосновенности «щепкинских традиций» в Малом театре, вкладывая в них то содержание, которое им приписывал Мейерхольд.

По докладу Бебутова в январе 1921 года Всероссийская конференция заведующих подотделами искусств губнаробразов приняла специальную резолюцию по вопросу об академических театрах. Во втором пункте этой резолюции сказано, что Ассоциация академических театров, «прикрываясь лозунгами мнимых традиций, допускает любительскую ломку традиций подлинных (революционная драматургия в Доме Щепкина, оперетка в Доме Чехова)», и на этом основании Конференция считает, что «буржуазная Ассоциация... оказавшаяся не в силах справиться со своими задачами, подлежит упразднению».

Южина глубоко волнуют несправедливые обвинения Малого театра, как и других академических театров, в буржуазности. В черновике письма, написанного в начале 1921 года и адресованного, по-видимому, народному комиссару по просвещению или кому-то из членов Совнаркома, он говорит о том, как это неверно. Он с горечью рассказывает, как один из писателей в письме, опубликованном в центральной прессе, сравнивает необходимость уничтожения старого театра с необходимостью разрушить старую армию, чтобы создать Красную Армию. Южин возмущается такой аналогией. «...Старая армия служила оружием старому строю, с которым боролась новая жизнь, -- пишет он, - а старый театр служил всегда мощным оружием для новой, светлой и свободной жизни, для обличения и отрицания обветшалых сторон прошлого».

Ежегодник малого театра 129 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.