menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Архивные материалы. Часть 22

36

Вл. И. НЕМИРОВИЧ-ДАНЧЕНКО - А. И. ЮЖИНУ-СУМБАТОВУ

[Декабрь, 1914 I Петроград|

Дорогой Саша!

Я смотрел здесь 2-е и 3-е действия «Ночного тумана». Конечно трудно сравнивать генер[альную] репетицию в Москве с 11-м представлением здесь, когда темп пьесы уже сладился и главные линии стали выпуклыми. Можно, значит, говорить только о впечатлениях тогда и теперь.

Прежде всего, к чести автора, - что для третьего раза, когда я слушал пьесу, мне не только не было скучно, а, пожалуй, еще интереснее. Большая сцена мужа с женой во втором действии и большая двух молодых просто превосходно написаны. В этих сценах налицо и настоящая искренность, и зрелый талант, без всякого уклона к усталости, яркая и простая выразительность.

Где эти сцены играются лучше, сказать трудно. Мои вкусы - на стороне александрийцев. Не потому только, что тут темп и общая слаженность к 11-му представлению выше того же на вашей генеральной, но, главное, потому, что мне это искусство ближе: по простоте, легкости, отсутствию навязчивости и подчеркнутости и особенно - сентиментальности.

Замечательно рельефны в моих восприятиях от "Ночного тумана" вообще... как бы это ясно сказать? Рельефны очертания настоящего искреннего, талантливого, крепко владеющего самым строгим вниманием зрителя (меня в данном случае), и очертания того ложного, сентиментального, не настоящего, мною неприемлемого, что всегда было рознью между мною и тобою, от чего я всеми силами старался с раннего времени уйти и что искусство Малого театра все еще культивирует.

В этой пьесе чем-то ты, как автор, овладел очень крепко, чем-то таким что по самому существу враждебно твоему искусству. Оно, то, чем вот ты овладел - гораздо больше твоей личности, твоей индивидуальности, чем то искусство, которое ты так высоко ценишь. И не только ближе, оно льется широко из твоей индивидуальности, а то, ненастоящее - скорее в области дурных привычек. Твой талант не только не опирается на хваленую рецензентами твою сценическую технику драматурга, а даже пренебрегает ею. И когда ты даешь ему полную волю, смело, без боязни, которая заставила бы тебя стремительно прибегнуть к этой пресловутой технике, - тогда ты на большой высоте: крепкого замысла, искренней пережитости, яркой выразительности и хорошего, благородного вкуса. Намечаемая драматическая линия остается крепко взятой и дальше, но в развитии ее ты ищешь красок уже не там, где нашел источник, а в плохих сценических привычках. В "Ночном тумане" особенно заметно, что в слабых (по вкусу), неубедительных (по приемам) сценах развития драмы ты всетаки остаешься умным автором, но не освободившимся на эти сцены от условного, сентиментального искусства, расслабленного искусства, сказал бы я; не окунул, не обмокнул свои замыслы в чистые глубины своей индивидуальности.

Не знаю, поймешь ли ты, что мне хочется сказать, а если поймешь, то сомневаюсь, чтоб поверил. Вернее, припишешь это крайности моих художественных воззрений. А я все-таки говорю. И потому, что слишком убежден, проверенно убежден и опытом двух с лишком десятков лет, и неизменностью, и эволюцией (а не революцией) моих стремлений. И потому чтя люблю тебя и твою индивидуальность. И сколько бы я ни припоминал наших многолетних взаимоотношений, как в жизни, так и на театре, во всех случаях, где вскрывалось твое настоящее, твоя правда сущая, ты был близок мне и заволакивал меня обаянием. Наоборот, когда ты находился во власти того искусства, которое ты так преданно, верноподданно полюбил, - ты был мне чужой.

Ежегодник малого театра 54 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.