menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 41

Казалось бы, что «левые» художники, которые предъявляли Малому театру обвинения в косности, застое, в нежелании и неумении ставить пьесы советских драматургов, а на этом основании делали вывод о его неспособности отвечать требованиям революционной современности и необходимости его роспуска, должны были приветствовать появление в его репертуаре пьесы революционного драматурга. Но произошло как раз наоборот. Постановка пьесы Луначарского на сцене старейшего русского театра вызвала волну новых нападок на Малый театр из лагеря «левых» театральных деятелен. Однако теперь прежние неистовые враги и ненавистники самого слова «традиции», особенно в применении к искусству Малого театра, стали их ярыми защитниками и с тем же ожесточением, с каким раньше нападали на них, стали защищать их от Южина, который якобы нарушает эти традиции, ставя революционные пьесы.

В декабре 1920 года в «Вестнике театра» Мейерхольд поместил свою статью, озаглавив ее «J'accuse», - так же, как называлось прогремевшее на весь мир выступление Золя в защиту Дрейфуса. В этой статье Мейерхольд объясняет свою нелюбовь к Малому театру тем, что театр якобы не соблюдает традиций, завещанных ему Щепкиным. Но, доказывая это, Мейерхольд в понятие реалистических традиций Малого театра вкладывает совсем не свойственное этим традициям содержание. В полном противоречии со всей творческой практикой Малого театра Мейерхольд утверждает, что щепкинские традиции в области актерского мастерства заключаются в культивировании якобы характерных для искусства Малого театра приемов игры каратыгинской школы; в области постановочной они состоят в сохранении в неприкосновенности «архитектурных принципов великого Гонзаго», а в области репертуара - в отказе от Шекспира, Шиллера, Лопе де Вега. «Разве слава Дома Щепкина на линии этого репертуара?» - спрашивает Мейерхольд, забывая об огромном общественном значении, которое имели постановки пьес этих драматургов на сцене Малого театра в последнюю четверть XIX века.

Исказив истинное содержание великих реалистических традиций, завещанных русскому театру Щепкиным, Мейерхольд защищает придуманные им мнимые традиции, якобы характерные для Малого театра, и громит руководство театра за то, что оно «со времени смерти... Ленского» (Южин руководил театром после смерти Ленского) не бережет подлинные традиции Щепкина, а, внедряя в репертуар Малого театра революционную драматургию, способствует «систематическому и планомерному разрушению Дома Щепкина», ибо осваивание революционной драматургии, по мнению Мейерхольда, есть монополия революционных театров и «левых» художников, театры же старых традиций должны культивировать эти свои традиции в неприкосновенности и передавать их народу, раз уж государство их к этому призывает, без изменении, в том виде, в каком они сложились. Иначе говоря, Мейерхольд не призывал Малый театр к движению вперед, развивая и обогащая свои накопленные славной работой многих артистических поколений передовые традиции, приближая свое искусство к современности, а обращал его искусство к прошлому, навязывая ему мертвые, музейные, чуждые всему его духу антиреалистические традиции.

Ежегодник малого театра 133 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.