menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Встречи с Южиным. Часть 4

Вот благодаря перчаткам Южин нашел интересное и несомненно раскрывающее что-то, обычно незамечаемое в Репетилове. В отличие от не раз слышанной мной нарастающей интонации («Танцовщицу держал! и не одну! трех!! разом!!!») Южин, элегантным движением выхоленной барской руки застегивая пуговицу на перчатке, легко бросал эту фразу, произнося ее «в одно», без малейшего подчеркивания и, конечно, без всякою нарастания: он сообщал Чацкому один из самых обыденных фактов своей жизни (на самом деле имевший место), он нисколько им не хвастался (для него это примерно то же, что сообщить «пил за обедом, да не один бокал, а три, и выпил их разом!»), но он вместе с тем невольно гордился и своим безудержным распутством и «широтой» своей натуры (что Южин прекрасно доносил, произнося эти слова нарочито скромно, с опущенными долу глазами). Взрыв хохота всего зала был обычно ответом на эту игру Южина - Репетилова.

Добавлю к этому еще одно: речевая партитура роли была предельно совершенно разработана актером. Южин умел так произносить грибоедовские стихи, что они воспринимались словно жизненно разговорный тон - естественный и простой. Но вместе с тем все время ощущалось, что со сцены звучит стихотворная, а не прозаическая речь - такого гармонического сочетания читка стиха с обычным (как могло показаться) произнесением слов достигал на моей памяти помимо Южина лишь А. П. Ленский.

Но Южин, как никто в роли Репетилова, умел дать почувствовать зрителям своеобразие версификации гениального поэта. Даже такой прием Грибоедова, который обычно не обращает на себя внимания исполнителей как причудливая смена количества стоп в строке (от шестистопного до одностопного ямба), умело оттенялся актером для зарисовки создаваемого образа.

Образ Репетилова, созданный Южиным, был настолько разносторонне глубоко и убедительно раскрыт актером, что, говоря о грибоедовском Репетилове, всегда думаешь об образе, созданном Южиным, - видишь и слышишь его.

...Не пропустив ни одной репетиции «Женитьбы Фигаро», я мог наблюдать, как Южин каждый раз привносил что-либо новое, в результате чего образ становился многогранным и полноценным. Но вот что меня обенно поражало: с каждой репетицией все отчетливее и ярче становилось понятно, что этот актер-художник и большой мастер воплощает не испанского Фигаро, а Фигаро, созданного гением французского драматурга.

Коснувшись этой роли Южина, получившей единодушное одобрение всей московской прессы, напомню, что образ, им созданный, был образом жизнерадостного и жизнелюбивого, остроумного и находчивого, легкомысленного француза, быстро впадающего в отчаяние и тут же готового с галльским темпераментом вновь любить и ненавидеть, мстить и уничтожать своих противников, ни на минуту не забывая и своих материальных выгод.

Ежегодник малого театра 55 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.