menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 39

И, дав столь общую и расплывчатую характеристику будущему театру, Мейерхольд призывал своих слушателей уничтожить старый буржуазный театр, сломать его, чтобы расчистить дорогу театру новому, идущему ему на смену.

«Я требую свободы и для пролетарского театра, а он требует моего уничтожения», - делал заметки в своей записной книжке Южин.

А Мейерхольд еще долго говорил о том, что человек эпохи коммунизма, следовательно, и актер, должен быть ловким и смелым. А для этого нужно, чтобы театральные школы были школами художественной гимнастики и акробатики, чтобы окончившие их могли работать и в театре и в цирке.

Закончил Мейерхольд неожиданным призывом: «Долой сновидения и аполлонийский дух в искусстве, да здравствует мятежный и неугомонный дух Дионисия». Аплодисменты значительной части зала ответили Мейерхольду, и казалось, что обычный шумный успех сопровождает его выступление. Но на самом деле это было не так.

Общим рассуждениям Мейерхольда о физической культуре, которая должна стать одним из основных элементов будущего театра, его туманным формулировкам и необоснованным призывам уничтожить профессиональный театр Южин противопоставлял глубоко, обстоятельно и серьезно аргументированную защиту реалистического театра, строящего свою работу на передовой классической и современной драматургии, как основе для развития прогрессивного, близкого народу театра будущего. И если крайне «лево» настроенная молодежь аплодировала Мейерхольду, то главным образом за то, что он, ее кумир, вечный ниспровергатель старых ценностей и неугомонный искатель новых путей, выступает перед ними, а не за его неопределенные, никуда, кроме как в тупик соборного действа, не ведущие призывы к «мятежному и неугомонному духу Дионисия». Но та же молодежь не могла не заметить основательность, своевременность и современность намеченной Южиным положительной программы строительства будущего театра и не приветствовать ее столь же бурными аплодисментами. Поэтому зал как бы раскололся на два лагеря: на сторонников Южина и его противников - сторонников Мейерхольда.

Но в выступлении Южина были и неверные утверждения, по которым, собственно, Мейерхольду следовало дать бой. Так, например, совершенно верно понимая, что истинное высокое искусство - всегда искусство идейное, проникнутое духом свободолюбия и ненависти ко всем формам угнетения человека человеком, Южин в эти годы во многом еще оставался в плену своих дореволюционных иллюзий о внеклассовости искусства.

И на этом диспуте он доказывал, что искусство театра не должно быть связано с политикой, что «искусство не должно быть оружием или служебным органом, тогда оно утрачивает свою силу».

Это было полемическим заострением в ответ на требование «левых» превратить театр исключительно в орудие агитации и пропаганды, но тем не менее было глубоко ошибочным. И только непоследовательностью позиций самого Мейерхольда, расплывчатостью его идейных взглядов при всей внешней революционности его высказываний можно объяснить, что эти мысли Южина, действительно подлежащие критике, не получили должного отпора со стороны его главного противника. Однако Южин всей душой стремился понять и осмыслить требования партии к советскому искусству, он с большим вниманием относился к высказываниям Луначарского о партийном, классовом характере искусства. Об этом свидетельствуют карандашные записи, сделанные им у себя в блокноте во время выступления Луначарского на одном из диспутов. «Мозг и сердце пролетарского театра - глубокое пролетарское, коммунистическое просвещение и воспитание всех, занимающихся строительством. Его мастерство же и форма - только платье пролетарского театра». «Пусть растет и зреет пролетарская литература, пусть она учит рабочий класс быть тем, к чему предназначала его история: бойцом и разрушителем только по внешней необходимости, творцом по всей своей природе»... «Музыка будет пролетарской постольку, поскольку она будет отражать мир мыслей, чувств и стремлений коммунистического пролетариата».

Ежегодник малого театра 128 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.