menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Актер, мыслитель. Часть 1

Е. Д. ТУРЧАНИНОВА

Актер, мыслитель

Прошло сто лет со дня рождения Александра Ивановича Южина. Имя это для молодых артистических поколений уже история, для нас же, старых его товарищей, оно живое свидетельство многолетнего совместного творческого труда и борьбы за реалистическое искусство Малого театра. Неповторимый образ этого выдающегося деятеля сцены особенно близок и дорог нам, его современникам. Его взгляды на театр имеют непреходящую ценность и чрезвычайно современны и сегодня.

Всей своей жизнью, отданной безраздельно русскому искусству и Малому театру, Южин утверждал, боролся, доказывал, что театр — это дело огромного общественно-воспитательного значения. «Театр был, есть и будет экстрактом жизни», — утверждал Южин. А если театр, сценическое искусство — отражение, «экстракт» жизни, все на сцене должно быть правдиво, естественно и в то же время объемно, ярко, сильно и страстно.

Южин никогда не принимал на сцене серости, обыденности красок и приглушенных тонов обычной житейской речи. «Слово — тело мысли», — утверждал он. «Мысль без слова — неродившаяся душа».

Особенно острую борьбу за реализм на сцене Южин вел в глухие годы реакции, когда он принял на себя руководство Малым театром в 1909 году. Это был период упадочнических настроений в искусстве, всяческих отклонений от реализма, резких нападок на него. Это были годы увлечения символизмом, натурализмом, декадансом. Молодым поколениям нужно понять, что деятельность Южина до революции проходила в труднейших условиях, когда на искусство, по выражению Л. Толстого, смотрели как на забаву или, в лучшем случае, как на ремесло. И только немногие понимали, что искусство театра — дело большого общественного значения.

Называя театр звездным небом человечества, а актера — творцом театра и полным его властителем, Южин утверждал, что Малый театр вечен и неизменен при том условии, если он останется верен своим традициям, ибо он прежде всего театр актера свободной воли.

Театр для Южина — «соборное действо», содружество ярко выраженных индивидуальностей, талантов, а не «полезностей».

Южин пришел в Малый театр в 1882 году. Он пришел в театр, уже имевший славную историю. С энтузиазмом, страстной убежденностью он принял историю Малого театра, он проникся ею, полюбил ее. Защищая, прославляя историю Малого театра, он в то же время исследует состояние современного ему сценического искусства и во многом предопределяет дальнейшие пути его развития.

Нелегок был путь Александра Ивановича в Малом театре. Особенно и самом начале. Его приняли было «с холодком», «с оглядкой», как «инородное тело», но Южин своим тактом, талантом, работоспособностью, энергией постепенно завоевал авторитет у труппы, а впоследствии встал во главе Малого театра.
 



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.