menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр. Часть 40

Враждебная Южину театральная пресса объясняла провал Мейерхольжа на этом диспуте (а его выступление по сравнению с выступлением Южина она сочла провалом) тем, что Южин «звонкими фразами» и «вырванными цитатами» вызывал дружные аплодисменты у сочувствовавшей публики (все, кто аплодировал Мейерхольду, относились этими критиками к «народу», а кто аплодировал Южину, были, согласно их квалификации, «обывателями», «мещанами» и «стенкой»). Этим Южин, по их мнению внес сумбур в постановку вопроса, так как не предстал на диспуте «идеологии догматического понимания искусства» и «теоретиком идеалистической точки зрения», которым хотели его видеть «левые» критики. Таким образом сторонники «Театрального Октября» объясняли то, что «оппонировавший ему В. Э. Мейерхольд, как бы не найдя точку опоры, сорвался в общие рассуждения о грядущем новом человеке и об элементах футуристической культуры».

Луначарский в статье «Моим оппонентам» заявил, что актом об изъятии академических театров из ведения ТЕО Наркомпроса и передачей их непосредственно в ведение наркома по просвещению он выполняет волю «пролетарских организаций и верхов нашей власти», что «смешно завоевания Великого Октября сдавать какому-то маленькому «Театральному Октябрю» и что охрана старых театров должна быть возложена «на людей, которые могут их любить и готовы за них отвечать».

Статья Луначарского вызвала ряд протестующих выступлений врагов академических театров. Однако теперь они обвиняли искусство Малого театра не в том, что оно традиционно и поэтому плохо, как это было вначале и как это ни парадоксально, в том, что оно недостаточно традиционно.

Особенно острые бои по вопросу о традициях Малого театра разгорались вокруг постановки «Оливера Кромвеля» А. В. Луначарского.

Понимая, что сближение Малого театра с революционной действительностью должно идти через современную, революционную драматургию, Южин вел тщательные поиски в этом направлении. И хотя Малый театр делал огромное дело, приобщая широкие слои трудящихся к сокровищам русской и мировой культуры, первоочередной задачей театра по-прежнему являлась задача создании репертуара из пьес современных авторов.

Появившееся в «Вестнике театра» сообщение о том, что 27 октября 1919 года Луначарский прочел коллективу Государственного показательного театра свою новую, еще не изданную пьесу об Оливере Кромвеле, привлекло внимание Южина, и он обратился к Луначарскому с просьбой ознакомить коллектив Малого театра и его лично с этой пьесой.

Пьеса произвела большое впечатление на Южина. Образ Кромвеля увлек его своим революционным пафосом. И Южин включил историческую драму «Оливер Кромвель» в репертуарный план театра.

Луначарский с радостью отдает свою пьесу в Малый театр и этим еще раз доказывает, как он ценит творческие возможности театра, как доверяет таланту, вкусу и знаниям его руководителя. Южин должен был играть заглавную роль.

Ежегодник малого театра 121 KB



Все части книги "Ежегодник Малого театра: 1955-1956": Александр Иванович Южин-Сумбатов: 1, 2, 3, 4. Актер, мыслитель: 1, 2, 3, 4. А. И. Южин-Сумбатов и советский Малый театр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55. Встречи с Южиным: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Архивные материалы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50.