menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 21

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004«Впервые люди, сидящие в зале, на спектакле, столкнулись с многообразием явления Высоцкого. Одни его знали как певца, другие — как актера; знали одни песни, не знали или забыли другие, но почти никто не подозревал, что он еще и большой поэт, потому что в конце спектакля звучали стихи, которые раньше никто не слыхал. И главное, конечно, что было в спектакле — эффект присутствия самого Высоцкого. Эффект присутствия был потому, что каждый из нас, читая его стихи, слушая его записи, представлял его буквально, видел перед глазами. Он все три часа был с нами рядом.»

А. Демидова. irrkut.narod.ru/raznoe/spektakl-vv.htm

Из стенограммы обсуждения Художественным Советом репетиции поэтического представления «Владимир Высоцкий» от 21 июля 1981 г.

В. М. Самойленко (зам. начальника Отдела театров и концертной работы Управления культуры исполкома Моссовета): Мы считаем, что основная идея поэтического представления <...> — конфликт поэта с обществом, отсутствие гражданской позиции у поэта и у данного вечера. Об этом мы говорили неоднократно. Естественно, мы не рекомендуем это для показа. <...> Вы должны поступать так, как Вам подсказывает Ваша партийная совесть, Ваша должность главного режиссера театра, художническое Ваше назначение. Поэтому, если Вы считаете возможным продолжать работу, продолжайте. Мы рассматриваем это с позиций, которые были высказаны Вам в субботу 18 июля в Министерстве культуры СССР. Наше мнение не изменилось. Театром была проведена доработка, что-то ушло, что-то нет, ощущение общее осталось прежним. Поэтому дальше работать так, как Вы считаете нужным, мы не рекомендуем. Вот то, что можно было сказать кратко.

Ю. П. Любимов: Очень кратко! Короче и не скажешь! Всем присутствующим все ясно — это дело моей совести...

<...> У Вас представление о мире художника превратное, Вы люди некомпетентные, чтобы решать вопрос о крупном русском поэте.

Л. А. Филатов:Это мнение можно считать Вашим личным или это мнение тех, кого Вы представляете?

В. М. Самойленко: Это наше общее мнение.

Л. П. Делюсин (доктор исторических наук): ...Мне дорого, что Высоцкий показан театром не просто певцом-гитаристом, а поэтом, размышляющим о своем обществе, своеобразно, остро, с душевной болью. <...>

А. Е. Бовин (политический обозреватель газеты «Известия»): ...Спектакль очень точный, потому что он не пытается сделать поэта розовым, сделать его просто на манер шансонье, а показывает его сложную противоречивую судьбу, отражающую сложность и противоречивость нашей истории. Так мне показалось из того, что я увидел.

Б. А. Можаев (писатель): ...Основной Ваш довод: что здесь показан конфликт поэта с обществом. В чем, простите, Вы видите этот конфликт? В том, что некоторые товарищи из Вашего круга не допускали Высоцкого на сцену? Это не конфликт поэта с обществом!

Из письма Ю. П. Любимова Л. И. Брежневу (от 5 ноября 1981 года):

«Глубокоуважаемый Леонид Ильич!

В одну из самых тяжких минут моей творческой жизни я обратился к Вам за помощью и получил ее. Я испытываю чувство искренней признательности за то, что благодаря Вашему прямому указанию я смог продолжать работу в театре и, смею думать, не обманул оказанного Вами доверия.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.