menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 5

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Запись в журнале протоколов спектаклей: 21 декабря.

ДЕСЯТЬ ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МИР.

На «Смольный» опоздали: Пыльнова, Озерцова, Полицеймако. Антипов не вышел. В «Митингах» болтали у стены: Васильев, Киселев. В фойе задержали выход на 5 мин. из-за Высоцкого. Антипов больше болтается за кулисами, чем выходит в массовках, а если и выходит, то в своей куртке и ботинках. Г. Власова.

«Дальше пошло так, как сказал сатирик...»

«Дальше пошло так, как сказал сатирик. В действительности зрители, для которых только театр и существует, его признали. Билеты на Таганку можно было приравнять к валюте. А власти считали — такой театр зрителям не нужен. Подготовленные спектакли рубили, а иногда пресекали зло в зародыше и запрещали даже репетиции. Вот исторический документ, приказ № 226 Управления культуры исполкома Моссовета от 20.10.1967 года: "состоялась очередная репетиция спектакля "Пугачев"... Управление культуры предлагает: 1) прекратить репетиции... 2) ответственность возложить... на главного режиссера Любимова Ю. П."»

Ю. П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...»./ «Крокодил», 2000, №2.

«К приемке спектаклей я всегда готовил тактический план: наступление и отступление. Думал, с чиновниками от культуры играем в шахматы: ну должны же они хоть на два хода вперед думать! Оказалось, ничего подобного!»

Ю. П. Любимов. «Война меня преследует повсюду...». / «Витрина», N 5, май 1999.

Из письма Ю. П. Любимова Л. И. Брежневу (24 июня 1 968 года): «...в последнее время <...> началась подлинная травля Театра на Таганке. Практически меня лишают возможности нормально работать.

<...> Скажу о главном — о политических позициях, с которых обрушиваются на наш театр. Мы гордимся тем, что в ряде спектаклей подняли такую острую, партийную тему, как борьба с вредными последствиями "культа личности". А нам говорят, что это не актуально, что XX съезд — далекое прошлое, что все проблемы здесь давно решены. <...> В конце концов, меня можно снять с работы. Можно даже закрыть Театр на Таганке. Дело не в личной судьбе одного или группы артистов. Здесь встают более общие вопросы. Кому это выгодно? Какие проблемы это решит? Это, разумеется, не эстетические а политические проблемы.

<...> Поэтому я обращаюсь к Вам, Генеральному секретарю Центрального комитета нашей партии. Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы смогли принять меня. Искренне Ваш, Ю. Любимов»

Из письма Ю. П. Любимова К. У. Черненко (18 декабря 1 978 года): «Глубокоуважаемый Константин Устинович!

Примите мои самые искренние поздравления в связи с избранием Вас членом Политбюро ЦК нашей партии! <...>

Может быть, не совсем удобно, поздравляя Вас, тут же изливать свои жалобы, но к этому вынуждает меня упорное нежелание Министерства культуры СССР и его руководителя П. Н. Демичева дать разрешение на спектакль "Живой", давно подготовленный нашим театром.

<...> Опыт научил меня, что именно обращаясь выше, я и получал нужную поддержку. <...> В коротком письме невозможно рассказать о всех тех вопросах, которые мешают нормальной работе театра и которые могли быть легко решены при деловом подходе. Если бы у Вас нашлось время, чтобы принять меня, я мог бы более обстоятельно изложить наболевшие нужды Театра на Таганке.»

«Вообще, кроме театральных чиновников, в борьбе со мной и театром были втянуты не только два министра, но и четыре генсека, а также десятки сусловых, не считая сотни стукачей.»

Ю. П. Любимов. «Жизнь ставит мне точку, а я ей запятую...». / «Крокодил», 2000, №2.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.