menu-options

Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004. Часть 20

Дом на набережной

Театр на Таганке Сорок лет 23-04-2004Инсценировка Ю. Трифонова и Ю. Любимова.

Помощник режиссера Б. Глаголин.

Художник Д. Боровский.

Музыка Э. Денисова.

«"Дом на набережной", в конце концов, уже появился в виде изданной книги. Но в Советском Союзе то, что разрешено к публикации, часто не допускается в театре, влияние торого на людей более непосредственно. А г-н Трифонов первым признал, что пьеса по его книге, поставленная в стиле г-на Любимова, вызовет больше нервной дрожи, чем его роман. "Я не думал, что спектакль будет таким хорошим, — сказал г-н Трифонов. — Он обогатил мою прозу, введя фантазию".»

Энтони Остин. «Шаг по пути к откровенности на советской сцене». / «Нью-Йорк таймс». 1980, 8 мая.

«...Благодаря мастерскому приему художника любимовского спектакля — Давида Боровского — мрачное проснувшееся воспоминание о том, что случилось так давно, перемежается грозно нависающим фоном громадного дома в стиле конструктивизма 1930-х гг. Стеклянная стена этого дома возвышается до потолка и разделяет сцену. Актеры подают свои реплики за этим стеклом, их голоса слышны по микрофонам, — только времени окна и двери открываются, и актеры пересекают роковую линию, становятся на авансцене, как будто мертвые присоединяются к живым.»

Энтони Остин. «Шаг по пути к откровенности на советской сцене». / «Нью-Йорк таймс», 1980, 8 мая.

«На предварительной премьере нового спектакля позавчера зрительный зал оказался в состоянии катарсиса, слушая фразы, открывающие сталинское прошлое при помощи трагедии, жалости и смеха, вызывающие неизбежные ассоциации с настоящим, лишь на половину возродившимся.»

Энтони Остин. «Шаг по пути к откровенности на советской сцене». / «Нью-Йорк таймс». 1980. 8 мая.

Поэтическое представление

Владимир Высоцкий

Спектакль был сыгран один раз, 25 июля 1981 года, в годовщину смерти В. Высоцкого в присутствии милиции и запрещен.

Премьера состоялась 25 января 1988 года.

Постановка Ю. Любимова.

Художник Д. Боровский.

«Спектакль памяти Высоцкого <...> представлял собою композицию из его песен. Сцен из старых спектаклей не было совсем, не было ни фотографий, ни киносюжетов. Смелое намерение постановщиков заключалось в том, чтобы образ артиста, поэта, певца, его зримый портрет создать без изображений, не визуальным, а звуковым путем, чтобы о Высоцком — и о времени его — нам рассказал его голос.

Давид Боровский <...> придумал подвижную декоративную установку из стульев партера. Опустевшие стулья точно сами пришли в движение, точно искали Высоцкого и повсюду натыкались на пустоту, — так ищет исчезнувшего хозяина оставшаяся в одиночестве собака. Ощущение оставленной квартиры, брошенного дома, ощущение наступившей пустоты было тягостным и для Театра на Таганке непривычным. <...>

Но это был не главный эффект, и потрясение рождалось из другого. Оно рождалось из иллюзии, которую таинственным образом создавал спектакль: казалось, что Высоцкий присутствует в театре. И мы поняли, как хорошо, как уместно, как истинно то, что не было на сцене ни старых фотографий, ни старых киносюжетов. Живое присутствие Высоцкого продолжалось. И вот это ощущение было столь велико, что в один из моментов артист Филатов прямо обратился к нему, а в другом эпизоде артист Золотухин спел с ним на два голоса "Баньку".»

В. М. Гаевский. «Последняя роль Высоцкого»./В. М. Гаевский. «Флейта Гамлета». М.. 1990. с. 133.

 

Все части книги "Театр на Таганке. Сорок лет. 23.04.2004": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, документы, фотографии.