menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Когда творят единомышленники. Часть 8

Ожидания эти — увы! — не оправдываются. Отказавшись в последнем действии от углубленного психологического раскрытия образа Василия, драматург пошел по пути юридического наказания порока. Но наказать порок юридически в пьесе очень легко, и этого слишком мало. Куда более сильное впечатление оказало бы идейное нравственное крушение Василия, как бы олицетворяющего эгоизм, хищничество и лицемерие, раскрытие полной бесплодности и бесполезности отчаянной борьбы, судорожных усилий и всей нечистой жизни подобных людей. Изменив своему собственному замыслу, Софронов не дал и актеру полностью, до конца последовательно реализовать его замысел, интересный, умный и убедительный.

Высоко оценивая актерскую работу над образами персонажей, воплощающих злые, темные силы, мешающие нашим людям жить, созидать свое настоящее и будущее, я отнюдь не собираюсь сколько-нибудь преуменьшать место и значение в спектакле образов положительных, олицетворяющих основные, светлые начала нашей действительности: честность, трудолюбие, ясную веру в жизнь. Беркут, Татарников, Александра, Ольга, старый Вербин — именно они подлинные герои спектакля, определяющие его радостный и страстный пафос утверждения современной советской действительности. Люди эти ярки и самобытны не менее, чем Прасковья и Василий Шарабай, души же их щедры, красивы, чисты.

Темпераментно, взволнованно и очень человечно сыграна Е. Солодовой роль Александры Гордеевой, урожденной Шарабай. Эта женщина недаром носит фамилию Гордеевой! Трудна ее судьба, но она не согнула Александру.

В озорстве и дерзких выходках Александры, в ее солоноватых шутках, в страстной и горькой песне о том, кого она ласкала «в ночи горячею рукой» и кто сгинул в морской дали, много сердечной, тщательно скрываемой обиды человека, не удовлетворенного той жизнью, которую он ведет.

Но в Александре Солодовой много и нерастраченных сил души, обаяния, хорошей женской гордости и человеческого достоинства. Какой-то непередаваемой интонацией чуть дрогнувшего голоса в момент первой встречи Александры с Сергеем Беркутом актриса сразу дает почувствовать зарождение большого, сильного чувства. Мы верим, что любовь, которую Солодова играет как озарение, нахлынула в душу Александры, затопила ее и понесла... И вся душа Александры, страстная, вольнолюбивая, захвачена этим мощным поэтическим чувством. Да, это — любовь, открытая мечтаниям и бурям, неодолимая, любовь женщины, жадно истосковавшейся по счастью, по человеческой чистоте и сердечности, по горячим и сильным мужским рукам.

К лучшим сценам спектакля относится объяснение Александры с Беркутом в третьем акте, исполненное глубокой эмоциональной силы, подлинного, захватывающего драматизма. Женская гордость, оскорбленное и уязвленное самолюбие, порыв к жизни открытой, честной, чистой, пламенная любовь и жгучая обида — все это переполняет Александру, свидетельствует о богатстве души и стойкости ее сердца.

К сожалению, и образу Александры многого недостает в последнем акте. Мы узнаем в нем лишь результат пути, пройденного героиней, а процесс рождения новых черт в ее нравственном облике остается нераскрытым.

Сергей Беркут в исполнении Е. Матвеева — человек большого обаяния и крепкого нравственного здоровья. Таков Беркут и по замыслу автора пьесы. Однако эти черты героя скорее внешне обозначены драматургом, чем выражены во всем внутреннем поведении, в поступках Беркута. И в том, что с первого появления Беркута на сцене мы проникаемся к нему горячей симпатией, немалую роль играют особенности художественного дарования Матвеева, его личное актерское обаяние.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.