menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Когда творят единомышленники. Часть 1

Юр. ЗУБКОВ.

Когда творят единомышленники

Творят единомышленники... В таком сложном искусстве, как сценическое, это бывает не столь уж часто. Особенно если речь идет о близости эстетических взглядов, художественных особенностей и устремлений театра и драматурга.

В нашей творческой практике до сих пор бытует представление, будто бы любой театр в состоянии поставить пьесу любого автора. И очень нелегко среди драматургов встретить однолюба, художника, через всю свою творческую жизнь пронесшего верность какому-либо одному театру. Между тем измены бывают порой чрезвычайно пагубны.

Ведь, говоря о своеобразии отдельного ли художника, целого ли художественного коллектива, нельзя забывать о том, что это своеобразие и подчеркивает возможности таланта, его перспективы и в то же время ограничивает эти возможности.

Творческая жизнь Анатолия Софронова как драматурга весьма счастлив , сложилась в Малом театре. «Московский характер» был одним из самых репертуарных спектаклей Дома Островского. Замысел драматурга получил здесь наиболее полное, глубокое и точное воплощение. Постановка другой софроновской пьесы, «Иначе жить нельзя», была богата крупными актерскими удачами: Владиславский, Межинский, Турчанинова...

Случайно ли это? Отнюдь нет! Залог успеха был в совпадении творческой индивидуальности драматурга и творческого своеобразия театра. Измены драматурга театру приводили порой к результатам весьма огорчительным, связанным с несовпадением творческого своеобразия писателя и творческого лица сценического коллектива. Так, пьеса Софронова «Сердце не прощает» не прозвучала на сцене Московского Художественного театра. И видение жизни, и способ ее изображения, и природа театральности — все у драматурга и театра не совпадало.

В чем же своеобразие Софронова-драматурга? Думается, что в органичном сочетании знания народного быта, всей богатейшей россыпи его мелких черточек и подробностей, любви к его изображению со страстной и открытой, порой совершенно обнаженной публицистичностью.

Глубоко неверно было бы сводить содержание софроновских пьес к голой фабуле и вытекающей из нее примитивной и удобопонятной морали и не замечать созданных писателем ярких человеческих характеров, не замечать возникающих между ними, развивающихся вширь и вглубь острых, напряженных, непримиримых нравственных и социальных конфликтов, превосходного бытового колорита произведений, полных яркого и броского юмора, великолепного народного языка действующих лиц, значительных и плодотворных идей, пронизывающих художественную ткань его пьес.

Значит ли это, что драматургическое творчество Софронова свободно от недостатков? Вовсе нет. Но речь идет не о соотношении достоинств и недостатков, а о своеобразии драматурга, определяющемся прежде всего наиболее сильными сторонами его творчества.

Все это дает основание говорить о творческой близости Софронова-драматурга к Малому театру. Ведь традиции Малого театра — это традиции Михаила Семеновича Щепкина, который стремился к естественности, простоте и каждую минуту своего пребывания на сцене был художником-гражданином, и Александра Николаевича Островского, сочетавшего большое внимание к изображению быта, с горячей приверженностью передовым общественным идеям, пронизывающим его произведения, Марии Николаевны Ермоловой с ее огромным гражданским, публицистическим пафосом, и Ольги Осиповны Садовской, покорявшей зрителей точным знанием народного быта, живостью и естественностью игры, изумительной русской речью.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9.
Все части книги.