Из книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр". Часть 8.
Молодая республика с самого начала своего существования заботилась об идейно-художественном воспитании детей. В это время юная Наташа Сац встречается с наркомом просвещения А. В. Луначарским, рассказывает ему о своей мечте — организовать театр для маленьких зрителей — и получает помощь и поддержку Советского государства.
В ноябре 1918 года Н. Сац открывает занавес первого в мире постоянного театра для детей — Детского театра Моссовета. Триста пятьдесят ребят в башлыках, полушубках и валенках, раскрыв от изумления рты, следили за тем, как куклы-марионетки разыгрывают героическое представление — легенду о юноше Давиде, который поборол великана Голиафа. Кукол для спектакля делал художник Владимир Фаворский, а на рояле играл композитор Анатолий Александров.
Этим спектаклем в Мамоновском переулке (ныне пер. Садовских) началась история детского театра. Год спустя его реорганизовали в Государственный театр для детей, директорию которого возглавил А. В. Луначарский.
С 1921 по 1936 год Наталия Ильинична Сац — директор Московского театра для детей, который находился на Тверской улице (ныне ул. Горького, 23). Первые постановки здесь осуществляли приглашенные в театр режиссеры Николай Волконский, Рубен Симонов, Алексей Дикий.
Музыкальной частью театра руководил Леонид Алексеевич Половинкин. Здесь им были написаны первая советская опера для детей «Сказка о золотой рыбке» и первый балет-пантомима для маленьких зрителей «Негритенок и 1 обезьяна». С театром начал сотрудничать Дмитрий Кабалевский.
К сочинению музыки для спектаклей были привлечены известные и начинающие композиторы. Здесь приобрели первые навыки сочинения театральной музыки девятнадцатилетний студент-третьекурсник Московской консерватории Тихон Хренников.
Спектакли оформляли художники Вадим Рындин, Георгий Гольц, Константин Юон.
В Московском театре для детей началась самостоятельная режиссерская деятельность Наталии Сац. Первым ее спектаклем были «Японские сказки» (пьеса С. Шервинского). Премьера состоялась в 1925 году.
В 1929 году в Москву приехал с концертами выдающийся немецкий дирижер Отто Клемперер. Он посетил театр Наталии Сац дважды. «Вы удивительно музыкальны, — сказал он молодому директору и режиссеру, — вы все пронизываете музыкой. Ваше место в опере».
В 1931 году Наталия Сац совместно с Отто Клемперером ставит в берлинском театре «Кроль-опера» «Фальстафа» Верди, а позже в театре «Колон» (Буэнос-Айрес) — «Свадьбу Фигаро» Моцарта. Эти постановки принесли ей славу первой в мире женщины — оперного режиссера.
Все части книги "Наталия Сац и детский музыкальный театр": 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.