menu-options

И лакеи любить умеют

Во МХАТе им. Горького прошла премьера драмы Виктора Гюго «Рюи Блаз (Западня для королевы)». Постановка Владимира Бейлиса

Эта романтическая пьеса в стихах более чем полтора столетия была одной из самых востребованных и популярных. Первым исполнителем роли Блаза был легендарный французский актер Фредерик Леметр. Известно, что Сара Бернар прославилась, дебютировав в роли Испании – Марии Нейбургской. В этой драме автор обратился к истории царствования последнего короля династии Габсбургов, Карла II, при котором Испания была разорена и теряла былое могущество.

Трудно вспомнить последнюю постановку этой пьесы в Москве, но нынешняя премьера для поклонников традиционного театра стала приятной неожиданностью. Можно по-разному относиться к художественным достижениям МХАТа на Тверском бульваре, но ведь такой обширный и разнообразный репертуар от Кальдерона и Лопе де Вега до Радзинского и Полякова есть далеко не в каждом театре. Это уже говорит о многом: значит, публикой театр востребован. И не отдать должное стремлению коллектива и его художественного руководителя Татьяны Дорониной предоставить зрителям возможность окунуться в мир высоких чувств и яркой театральности вкупе с крепкой режиссурой и интересными актерскими работами было бы нечестно. К счастью, новая работа театра в немалой мере обладает этими достоинствами. Публика, судя по всему, уже соскучилась по таким вот спектаклям – с классической драматургией и благородной лексикой, добротно сделанным, с хорошими декорациями и не просто стилизованными, а с выполненными один к одному костюмами XVII века.

Открывшаяся сцена буквально ошеломляет: редко теперь увидишь на подмостках такое пиршество роскоши и утонченной красоты. Мизансцена выстроена так, что уже в прологе ясно: добром кажущаяся благочинность двора во главе с королевой не кончится...

Итак, в основе фабулы - история потаенной любви к самой королеве испанской лакея по имени Рюи Блаз. Его хозяин, мстительный Дон Саллюстий, решил устроить западню королеве, которая приказала ему жениться на соблазненной им девушке. За отказ - высылка в провинцию. Герой Николая Пенькова (этой бенефисной ролью артист отметил свое 70-летие) отвратителен донельзя в своей мелочной обиде и претензиях. Кстати, интрига закручивается с ходу, когда Дон Саллюстий узнает, что его лакей тайно влюблен в молодую королеву, которую муж вечно бросает одну среди скучных и жеманных придворных дам. Очаровательна и утонченна Мария в талантливом исполнении молодой актрисы Елены Коробейниковой. Замурованная во дворце, она томится от нерастраченных чувств и одиночества. Аристократичен и мужествен Рюи Блаз в исполнении Валентина Клементьева. Такой кавалер вполне может вскружить голову юной женщине, лишенной мужского внимания, что и происходит без долгих слов. Как и положено в старинных пьесах, второстепенные герои рьяно плетут нити интриги, а в этом спектакле - особенно. Помимо противного Дона Саллюстия, масла в огонь подливает придворная королевы герцогиня Альбукерская в блистательном исполнении Светланы Коркошко. К слову: актеры старшего поколения демонстрируют в этом спектакле давнюю мхатовскую традицию, когда на сцене внятно говорили, умели носить исторический костюм и, главное, работать в ансамбле, «проживать» роль в предлагаемых обстоятельствах. Великолепна и темпераментна в крошечной характерной роли дуэньи Любовь Пушкарева. Интересны работы Владимира Ровинского (Дон Гуритан) и Анатолия Семенова (граф де Кампориаль). Не отстают и более молодые. Яркости красок, юмора, динамичности действию придает игра Михаила Кабанова в роли Дона Цезаря де Басана – кузена Дона Саллюстия и невольного участника интриги.

Есть в спектакле и кое-какие аллюзии, но, к счастью, авторы не стали делать из «Рюи Блаза» агитку, проецируя исторический сюжет на современность. Хотя по ходу действия ясно, что дела в ко­ролевстве при слабом правителе идут из рук вон плохо, а его подданные заняты лишь собственным обогащением, разваливая и без того разрушенную экономику. Когда Рюи Блаз становится статс-секретарем королевы, придворные поговаривают о том, что именно он диктует ей все решения, что между ними существует тайная связь. Но даже явные недоброжелатели признают, что герой честен, может доказать свою любовь к Испании, мечтает возродить ее былую мощь, обнаруживая себя способным государственным деятелем.

Но, увы, как и должно быть в старинной драме, несостоявшийся роман заканчивается трагедией - герой гибнет со словами любви на устах. Что нам Гекуба? А вот чем-то берет этот спектакль за душу!

 

Источник : Московская правда
 Источник: http://www.mxat-teatr.ru/docs/tpl/doc_clean.asp?id=118&