menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Власть тьмы. Часть 3

Наученный горьким опытом современных ему постановок «Власти тьмы», Толстой в 1909 году, когда к нему обратились с вопросом, как играть его пьесу, ответил: «Играйте, как написано, вот и все. Только не сгущайте красок...» (подчеркнуто мною. — А. Г.).

Защищая Толстого от нападок и упреков в том, что он будто бы слишком сгустил краски во «Власти тьмы», Горький приводил в пример чудовищный случай убийства крестьянки ее же близкими людьми и говорил, что невероятно тяжелая деревенская жизнь не может создавать характеры добрые и ясные, «раз она вся, до малейшего движения — борьба за существование, за кусок хлеба». И если в русской деревне таких случаев немного, то это «нужно... отнести на счет терпения и выносливости русского народа, на счет его умения хранить в себе «душу живу» во всех положениях, в которые ставит его судьба, слишком жестокая, слишком тяжелая».

Показать вот эту «душу живу» героев толстовской драмы и поставил своей целью Малый театр.

Развивая заложенную в драме тему стойкого морального сопротивления народа власти тьмы, Малый театр создал в спектакле характеры русских людей, в душе которых, несмотря на дикие условия жизни, нищету и угнетение, никогда не умирает тяга к свободе и правде, любовь к справедливости и красоте.

Смело выдвинув на первый план именно эту тему, Малый театр нашел и верное в основном соотношение образов спектакля.

Сопротивление власти тьмы в драме выражено борьбой за душу Никиты, за его правильный путь в жизни. В спектакле за Никиту борются и Аким, и Митрич, и Марина, в какой-то мере и Акулина, и Петр, и даже Анютка. По-своему принимают в ней участие соседка и кума и две девушки, пришедшие поглядеть на свадьбу. Все они так или иначе, очень живо и непосредственно, выражают отрицательное отношение народа к тому, что делается в доме Никиты, это «суд народный», на который опирается Аким и которого так боится Матрена. Психологически последовательно раскрывается и внутренняя борьба самого Никиты, которого одни стараются «запутлять», а другие — спасти от зла.

Поэтому в спектакле Малого театра так активно чувствуется борение света с властью тьмы и еще задолго до финала начинает ощущаться, что власть тьмы не так уж всесильна.

Давая новую, свежую трактовку «Власти тьмы» и стремясь играть ее, «как написано» автором, театр не оставил без внимания и того, что вошло в лучшие традиции исполнения «Власти тьмы», вдумчиво используя драгоценный творческий опыт О. О. Садовской и П. А. Стрепе-товой, В. Н. Давыдова и А. Р. Артема, М. Г. Савиной и В. Н. Рыжовой, К. А. Варламова, Н. И. Музиля и других артистов, блестяще воплощавших на сцене толстовские образы. Коллектив участников спектакля Малого театра пристально изучал материалы о постановках «Власти тьмы» в дореволюционных и советских театрах.

Но, используя все лучшее из опыта своих предшественников в трактовке драмы в целом и отдельных ролей, и режиссер и актеры шли по пути творческих исканий, а не простого подражания хотя бы самым прекрасным и художественно совершенным образцам.

Говоря, что деятельность Толстого как художника и мыслителя падала в основном на период русской истории между двумя поворотными пунктами ее, между 1861 и 1905 годами, В. И. Ленин характеризовал эту эпоху так: «...старая патриархальная Россия после 1861 года стала быстро разрушаться под влиянием мирового капитализма. Крестьяне голодали, вымирали, разорялись, как никогда прежде, и бежали в города, забрасывая землю. Усиленно строились железные дороги, фабрики и заводы, благодаря «дешевому труду» разоренных крестьян. В России развивался крупный финансовый капитал, крупная торговля и промышленность.

 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18, часть 19.
Все части книги.