menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Деятельность Малого театра в 1955-1956 годах. Крылья. Часть 12

Замечания Самосада — Доронина свидетельствуют не только о его природной наблюдательности, но и о чувстве нравственного превосходства над обитателями поселка. Здоровая народная основа натуры Самосада одерживает в конце концов верх над напускным эпикурейством знаменитого танкиста, заставляя его взбунтоваться против бездельной и холуйской жизни. «Восстание» Самосада артист показывает, не нарушая внешней и внутренней логики созданного характера; потому в его трактовке перелом, совершающийся в сознании персонажа, происходит так же просто, естественно, как и все, что делает Самосад. Но за внешней невозмутимостью таится глубоко продуманное и окончательное решение, решение человека основательного и твердого.

Интересный и смелый по замыслу образ Самосада создает артист Б. Бабочкин. Все в облике отставного солдата — и подтянутость, и энергия, и острый, умный взгляд — с самого начала говорит о том, что этот человек не сжился с окружающей его обстановкой на даче Дремлюги, более того, он тяготится ею.

В исполнении Бабочкина Самосад зло, с едкой иронией высмеивает Дремлюгу и Терещенко, а в отношениях с Ромоданом неожиданно открывает совсем другие качества своей натуры — щедрую любовь к людям, глубокое понимание жизни, ясную веру в силу народа.

Вообще среди персонажей комедийного плана в спектакле удивительно много актерских удач. Даже самые маленькие, эпизодические роли, вроде заведующего клубом Марченко (Н. А. Сизов), директора МТС Соха (В. П. Шарлахов и С. М. Чернышов), председателя колхоза Каравая (Н. Н. Шамин), исполнены с подкупающей достоверностью, мастерством и чувством юмора. Артисты создали в «Крыльях» богатую галлерею характеров, неповторимо индивидуальных и подлинно типических. Те, кто хотя бы однажды видел спектакль Малого театра, едва ли забудут, например, истинно комедийную фигуру молчаливого, деловитого и неустанного помощника Дремлюги — Филиппа Филипповича (П. А. Оленев), всегда готового дать по памяти необходимую справку, назвать нужную цифру. Этот образ — блестящая находка писателя и артиста, свидетельство высокого мастерства реалистической сатиры.

В несколько отличной манере, но, как всегда, исключительно остро играет роль «областного плодоовоща» Терещенко талантливый сатирик Н. А. Светловидов. Он создает весьма характерную фигуру пошляка и стяжателя, ловкого пройдохи и приспособленца, не боясь преувеличить отдельные черты до степени гротеска, легко и свободно обнажая пороки своего «героя». Его Терещенко невольно приводит на память другого персонажа Корнейчука, такого же ловкача и пошляка, — Долгоносика из комедии «В степях Украины». Только теперь этот Долгоносик приобрел солидность и вес в обществе, занимает ответственную должность по той же, впрочем, части, что и прежде, — по части торговли овощами.

Как всегда, рисунок роли у Н. А. Светловидова отчетлив и сатирически насыщен, что позволяет глубоко и без пощады вскрывать внутреннюю ничтожность и зловредный эгоизм разоблачаемого им характера.

Богатое разнообразие красок и оттенков в одном только комедийном плане спектакля — от мягкого юмора до смелой сатиры — свидетельство не только щедрого изобилия талантов Малого театра, но и широты художественного замысла постановки, большой художественно выразительной емкости комедии Корнейчука.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13.
Все части книги.