menu-options

Ежегодник Малого театра 1955-1956. Примечания. Часть 5

7 Галъцер Анатолий Федорович (1853 — 1918) — декоратор Малого театра с 1873 г.

8 Вл. И. Немирович-Данченко просит А. И. Южина, игравшего в пьесе «Счастливец» роль Богучарова, и К. Н. Рыбакова, исполнителя роли Чардына, репетировать в гриме хотя бы за день до премьеры. В те годы в современных пьесах актеры до премьеры не пробовали грим, придавая очень малое значение зрительной стороне образа. Немирович-Данченко уже тогда настаивал, чтобы исполнители центральных ролей репетировали в гриме. Южин в роли Богучарова показал себя прекрасным мастером в области внешнего перевоплощения. Это был первый характерный грим, созданный Южиным. В этом же сезоне Южин создает и свой второй характерный грим — в образе Трубчев-ского в пьесе Шпажинского «Княгиня Куракина».

9 Потехина Раиса Алексеевна (1862 — 1890) — артистка Малого театра с 1885 по 1890 г.

22

Датируется по времени репетиций пьесы «Счастливец», о которых говорится в письме.

1 Городецкий Николай Михайлович (1842 — 1927) — рецензент газеты «Русские ведомости».

2 Опера П. И. Чайковского «Чародейка» была написана на либретто И. В. Шпажинского и поставлена на сцене Мариинского театра в Петербурге в октябре 1887 г.

23

Письмо датируется по времени написания Вл. И. Немировичем-Данченко пьесы «Последняя воля», о которой идет речь. Пьеса была поставлена в Малом театре в бенефис Н. И. Музиля 7 декабря 1888 г. Южин играл в этом спектакле роль Тулупьева.

1 Нескучное — фамильное имение жены Вл. И. Немировича-Данченко — Екатерины Николаевны.

2 15 июля 1887 г. в церкви на Воробьевых горах А. И. Южин венчался с М. Н. Корф.

3 А. И. Южина и Вл. И. Немировича-Данченко связывала более чем полувековая дружба. Немирович.Данченко писал в своих воспоминаниях: «Про меня и Сумбатова смолоду говорили: «Их черт веревочкой связал». Наша дружба началась со второго класса гимназии [...] Мы вместе начали играть на сцене в качестве любителей в нашем родном городе Тифлисе. Мы вместе написали одну пьесу [«Соколы и вороны». — Ред.], имевшую большой внешний успех. Встретились в Малом театре как драматурги. Женились на двоюродных сестрах — он был женат тоже на урожденной баронессе Корф.

У меня он был единственный настоящий друг на всю жизнь. Наша дружба никогда не прекращалась, но мы сильно расходились в наших художественных вкусах. Это было что-то органическое, потому что наше художественное расхождение началось с самой юности. С возникновением же Художественного театра это расхождение стало резким, и мы много раз становились во враждебные положения. Наше главное дело — театр — шло, как в гимназии, по параллелям» (Вл. И. Немирович-Данченко, Из прошлого, М., Гослитиздат, 1938, стр. 45 — 46).

4 Майков Апполон Александрович (1826 — 1902) — управляющий московскими императорскими театрами с 1886 по 1888 г.

5 Пчельников Павел Михайлович (1851 — 1913) — управляющий Московской конторой императорских театров с 1882 по 1898 г.

6 Немирович-Данченко, по-видимому, имеет в виду председателя Литературно-театрального комитета при Дирекции императорских театров А. А. Потехина.

7 Литвинов Иван Михайлович (1844 — 1906) — цензор драматических сочинений Главного управления по делам печати.

8 «Наши американцы» — пьеса Вл. И. Немировича-Данченко. Была поставлена в Малом театре в 1882 г.; успеха не имела.
 


Другие части этой главы: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, часть 14, часть 15, часть 16, часть 17, часть 18.
Все части книги.