menu-options

А.В. Анисимов "Театры Москвы" (1984 г.) (Часть 3: "Старый Петровский театр")

Начало: часть 1, часть 2

 

По проекту малоизвестного архитектора X. Розберга всего за пять месяцев Медоксом был построен Петровский театр. При смете вСтарый Петровский театр 80 000 рублей он обошелся в 130 000. 30 декабря, накануне нового 1781 года спектаклем Аблесимова «Странник» открылся театр, славную судьбу которого тогда трудно было предвидеть. «В удовольствие почтенной публики, которой предварительно при сих местах объявлено уже было о сегодняшнем открытии новопостроенного Петровского театра, за нужное считаем сообщить для сведения, что огромное сие здание (сооруженное для народного удовольствия и увеселения), которое вышиной в 8, длиной, в 32, а шириной в 20 сажень (17 на 68 и на 42,5 метра), умещающее в себе ложи, не считая галерей, по мнению лучших архитекторов и одобрению знатоков театра, построено и к совершенному окончанию с толикою прочностью и выгодностью, что оным превосходит оно почти все знатные европейские театры» – так несколько увлеченно утверждал автор из «Московских ведомостей» в день открытия.
Первый каменный театр был с кирпичными неоштукатуренными фасадами и белыми известняковыми деталями в карнизах, стенных тягах, балконных кронштейнах и цоколях, но по своей архитектуре он значительно уступал казаковской Москве. Все сооружение занимало место, точно соответствующее сцене нынешнего Главного театра, и оставшиеся от него стены так до сих пор и служат ограждением этой части существующего сейчас здания. Главный вход был обращен в сторону нынешнего ЦУМа, а тогда к берегу Неглинной, отделенной от него всего одним рядом участков с весьма редкой и низкой застройкой. Налево от главного входа вдоль закругления Петровки за подпорной каменной стенкой несколько ниже уровня мостовой (на месте нынешнего зала) разместился театральный двор, предназначенный для стоянки карет. С другой стороны двора располагалось трехэтажное здание, в котором жили служащие и артисты, а за ним еще стояла церковь Спаса на Копиях (Копьевский переулок сохранил ее название). Позади театра в отдельном домике жил сам Медокс.
Застройка этого неровного места была весьма свободной отсутствовала четкая планировка. Все это мало напоминало даже старый город.
Войдя в здание со стороны Петровки, зрители оказывались в небольшом вестибюле, на втором этаже располагалось фойе, а дальше – зал, вмещающий 800 человек. Партер состоял из 20 скамей и нескольких рядов кресел. В каждом из 4 ярусов помещалось по 26 лож. Восковые и сальные свечи в бра, прикрепленные к бортам и стенам лож, освещали зал. Конечно, по сравнению с наспех сколоченными из досок и собранными из бревен «Комедийными храминами» и оперными домами этот трехэтажный дом внушал уважение. Блестящих растреллиевских царских построек Москва практически не знала. Уже после открытия роскошного зала Благородного собрания Медокс пристроил к своему театру грандиозный маскарадный зал. В 1787 году ко всеобщему восторгу зрителей на месте бывшего двора открылся двухсветный круглый в плане зал-«ротонда». Сейчас на этом Старый Петровский театр 1месте зрительный зал Главного театра. При внутренней высоте почти 13 метров зал имел диаметр 28,3 метра и был по периметру украшен 24 колоннами коринфского ордера. Колонны, как это широко было принято в архитектуре московского классицизма, были фальшивыми – деревянными и, не имея своих фундаментов, в отдельных случаях были подвешены к перекрытию исключительно для красоты. Публику это, естественно, не волновало, она восхищалась блеском 42 хрустальных люстр, расположенных по кругу, в еще большей степени, чем прямоугольным залом Благородного собрания. До 4 тысяч человек мог вместить этот просторный зал. Однако другие подсобные помещения, и особенно лестницы, были по-прежнему тесны и неудобны, о чем неоднократно напоминали пожарные.
С появлением нового здания был обновлен и московский репертуар. В старом Петровском театре уже шли пьесы Гольдони, Бомарше, Дидро, Фонвизина, Княжнина, Озерова. Сцена, ее планировка и оборудование уже полностью соответствовали произведениям классицизма. Здесь шла одна из пер¬вых русских опер Соколовского и Фомина по либретто Аблесимова «Мельник – колдун, обманщик и сват». Ее первое исполнение состоялось 20 января 1779 года в Москве. Декорации для новой сцены писали выдающиеся художники того времени – Пьетро ди Готтардо Гопзага и Галли Бибиена. Значение этого здания для русской архитектуры тем более велико, что оно было одним из первых: только через пять лет после его постройки был сооружен в Петербурге эрмитажный театр
Кваренги, а через три – Главный каменный театр по проекту архитектора Деденева.
В 1789 году Медокс разорился. Опекунский совет, в ведете которого перешел театр, оставил его в качестве директора. Театру, ставшему императорским, потребовались более представительное место в городе и более парадная внешность.
8 октября 1805 года старый Петровский театр сгорел. Сохранились каменные стены, но в огне погибли деревянные конструкции здания. Особенно пострадал маскарадный зал, колонны из замаскированного дерева, не имевшие своих фундаментов, рухнули и погубили даже то, что могло уцелеть. После этого Медокс больше не возвращался к театральной деятельности. Он умер в 1822 году в глуши Тульской губернии.


Продолжение: часть 4, часть 5, часть 6, часть 7