menu-options

А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961". Введение. Часть 1

А. Н. Гозенпуд Центральный детский театр 1936-1961

ВВЕДЕНИЕ

Центральный детский театр 1936-1961Театры для детей и юношества впервые в истории мировой культуры были созданы в Советской стране. Театральное искусство стало могучим союзником педагогики в воспитании школьников. Плодотворность этого союза сказалась не сразу. Потребовались годы споров, исканий, повлекшие за собой срывы и опасные ошибки, прежде чем восторжествовала идея педагогического театра и определилась его специфика. Речь о необходимости создания специальных театров для детей велась уже в начале XX века, когда их реальные очертания вырисовывались весьма туманно.

На вредность воздействия на детей низкосортных театральных зрелищ в России сетовал К. С. Станиславский. Он писал в 1913-1914 годах: «Вспомните, что смотрит по дешевым ценам или бесплатно учащаяся и другая молодежь, которой суждено за отсутствием хорошего дешевого театра проводить свои досуги там, где выдают контрамарки, т. е. там, куда не ходит публика. Вспомните жалкое искусство дешевых театров. Вспомните, чем впервые пробуждают в театрах эстетическое чувство детей, остро и на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления».

Предприимчивые антрепренеры, особенно в провинции, устраивали утренники лишь для того, чтобы пополнить сборы, нисколько не интересуясь воспитательной задачей этих зрелищ, их доступностью и пользой для детей. Обычно на утренниках в воскресные и праздничные дни ставились феерии и мелодрамы. О подобном детском утреннике вспоминает писательница А. Я. Бруштейн: «Первая пьеса, виденная мною в раннем детстве, — мелодрама "В лесах Индии" — навсегда осталась в моей памяти как психологическая травма: там столько стреляли, столько было взрывов, убийств и предательств, что к моменту появления огромного белого слона из папье-маше я уже распухла от слез, и меня пришлось увести домой, не дожидаясь конца этого "масленичного утренника для детей"».

Не многим лучше обстояло дело даже в столичных театрах, ставивших спектакли для детей. Вот как описывается петроградский спектакль «Ночь перед Рождеством» по Гоголю: «На сцене все время толклись какие-то люди, говорившие пошлые вещи, певшие какие-то песни с сомнительными намеками, "хлопни" целовали с таким жаром девиц, как не целуют никогда на спектаклях для взрослых... Мне было жалко детишек, наполнивших театр, и обидно за них, — заключает автор статьи. — Меня до глубины души возмущали и взрослые, которые до сих пор не могут понять, что если для нас, взрослых, нужен настоящий, хороший театр, то для детской души театр должен быть в тысячу раз тоньше».

Как об исключении можно говорить о «Синей птице» Метерлинка на сцене Московского Художественного театра, о спектаклях, поставленных А. П. Ленским, об отдельных постановках классики с участием корифеев русской сцены в Москве и Петрограде, на которые могли попасть очень немногие. Таких спектаклей было обидно мало, они тонули в громаде антихудожественных зрелищ, вызывая естественное осуждение передовых педагогов и деятелей театра.

Отчетливо назревала потребность в специальных театрах для детей с соответствующим репертуаром и учетом запросов и своеобразия зрителя.

 



Все части книги А. Н. Гозенпуд "Центральный детский театр 1936-1961": Введение: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12. Глава 1: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31. Глава 2: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17. Глава 3: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37. Глава 5: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22. Глава 6: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24. Заключение: 1, 2, 3.